Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Узбекский государственный университет физической культуры и спорта
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД, СПОРТИВНЫЙ ДОСУГ, ОБРАЗ ЖИЗНИ, УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ, АНКЕТНЫЙ ОПРОС, INTELLECTUAL LABOUR, SPORTS LEISURE, LIFESTYLE, UNIVERSITY LECTURERS, QUESTIONNAIRE SURVEY
В статье рассматриваются проблемы соотношения сторон образа жизни в контексте категориальной проблемы «физическое – интеллектуальное», что типично для досугово-трудовой дилеммы научно-педагогических работников. Целью статьи является эмпирическое представление и концептуализация взаимосвязи спортивно-досуговых практик с профессиональными практиками и жизненными установками работников интеллектуального труда на материалах исследования профессорско-преподавательского состава Санкт-Петербургского государственного университета. В результате сделан вывод о высокой степени взаимосвязи успешной профессиональной деятельности и спортивного досуга. Обнаружена высокая самооценка состояния здоровья и работоспособности у занимающихся спортом респондентов. Удалось зафиксировать тенденцию усиления вовлеченности работников высшей школы в спортивные досуговые практики по мере получения более высокой ученой степени. Исследование подтвердило важность институциональных форм в реализации баланса труда и досуга работников высшей школы. Несмотря на увеличение динамики институциональных изменений, выбор в пользу спортивного досуга продолжает подтверждать наличие долгосрочных ориентиров профессиональной успешности в сфере интеллектуального труда.
St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia
Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences
St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia
Uzbek State University of Physical Culture and Sports
The article deals with the problems of correlation of lifestyle aspects in the context of the categorical problem “physical-intellectual”, which is typical of the leisure-labor dilemmas of scientific and pedagogical staff. The purpose of the article is an empirical presentation and conceptualization of the relationship of sports and leisure practices with professional practices and life attitudes of intellectual staff. The ressarch is based on the materials of the teaching staff of St. Petersburg University. As a result, the authors arrive at a conclusion that there is a high degree of interconnection between successful professional activities and sports leisure activities. A high self-esteem of health and performance was found in sports respondents. It was possible to fix the tendency of increasing the involvement of high school employees in sports leisure activities as they receive a higher scientific degree. The study confirmed the importance of institutional forms of the implementation of the balance of labor and leisure of higher school personal. Despite the increasing dynamics of institutional changes, the choice in favor of sports leisure continues to confirm the presence of long-term benchmarks for professional success in the field of intellectual labor.