Новые информационно-коммуникационные технологии в российской академической науке: история и результаты

Подробнее / More

Новые информационно-коммуникационные технологии в российской академической науке: история и результаты

Мирская Елена Зиновьевна

Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, SCIENTIFIC INFORMATION, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ, PROFESSIONAL COMMUNICATION, НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, SCIENTIFIC ACTIVITY, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

АННОТАЦИЯ:
Непрерывно возрастающее использование в науке современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существенно расширяет возможности ученых получать актуальную научную информацию и оперативно использовать профессиональные коммуникации, которые представляют собой важнейшие элементы процесса производства нового знания. Полезность ИКТ для науки никогда не вызывала сомнений, однако продуктивность этой новации в научной деятельности не имела реальных доказательств. В статье анализируется процесс ассимиляции ИКТ в российском академическом сообществе и динамика показателей, характеризующих не только уровень использования ИКТ, но также и их влияние на профессиональную деятельность и продуктивность ученых. Появление и действие нового фактора в отечественной науке рассмотрено на базе эмпирических данных лонгитюдного социологического исследования, которое было проведено в элитных институтах Российской академии наук в 1995—1998—2001/02 гг. Каждый из трех пилотажей охватывал более 300 респондентов, опрошенных по подробной анкете. Сопоставление результатов 1998 г. и 2001/02 гг. наглядно показало существенное позитивное влияние использования ИКТ на продуктивность научной деятельности. Впервые получено количественное подтверждение повышения профессиональной успешности ученых, применяющих современные ИКТ.

ОПИСАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:

New ITs in Russian Academy science: history and results

Mirskaya Elena Z.

Institute for the History of Science and Technology named after Sergey I. Vavilov, Russian Academy of Sciences

The continuously increasing use of modern information-communication technologies (ICTs) in science essentially expands the opportunities for scientists to access relevant scientific information and operative with professional communication that represent major elements in the process of manufacturing new knowledge. The utility of ICTs for science have never caused doubts, however, the efficiency of innovations in scientific activity have no real proofs. In the paper, the process of assimilating ICTs in the Russian academic community is analyzed along with the dynamic parameters describing not only the level of ICT use, but also their influence on professional work and the efficiency of scientists. The occurrence and action of this new communicative factor in domestic science is considered on the basis of empirical longitudinal data from sociological research, which was led by elite institutes of the Russian Academy of Sciences in 1995, 1998, and 2001/02. Each of three survey projects covered more than 300 respondents with a detailed questionnaire. Comparison of the results of the 1998 and 2001/02 years has evidently shown the essentially positive influence of ICT use on the efficiency of scientific activity. For the first time quantitative acknowledgement of the increase in professional success of scientists applying modern ICTs is accepted.

СКАЧАТЬ/DOWNLOAD

СКАЧАТЬ/DOWNLOAD

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: