Развитие негосударственного высшего образования в дореволюционной России (на примере Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского)
Фандо Роман Алексеевич
Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова Российской академии наук
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А. Л. ШАНЯВСКОГО, A. L. SHANYAVSKY MOSCOW CITY PUBLIC UNIVERSITY, НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, NON-GOVERNMENTAL HIGHER EDUCATION, СТУДЕНЧЕСТВО, STUDENTS, ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ, PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA
АННОТАЦИЯ:
Статья посвящена истории в дореволюционной России частного университета, созданного полностью на средства меценатов. Инициатором создания этого учреждения был А. Л. Шанявский, который в 1905 году подал ходатайство об открытии народного университета в Московскую городскую думу и Министерство народного просвещения. После длительного сопротивления со стороны чиновников университет был открыт в 1908 году, уже после смерти его основателя. Народный университет был привлекателен для различной категории слушателей, так как имел большие возможности для занятий наукой и получения образования по выбранным циклам и курсам. Для преподавательской работы в университет были привлечены высококвалифицированные специалисты, которые смогли объединить вокруг себя талантливых студентов, которые спустя десятилетия уже находились в авангарде отечественной науки.
ОПИСАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:
The Development of Non-Governmental Higher Education in Pre-Revolutionary Russia (for Example, A.L. Shanyavsky Moscow City Public University)
Fando Roman A.
Institute for the History of Science and Technology of the RAS
The article is devoted to the history of establishment of the private university in pre-revolutionary Russia on the sponsors’s donations. AL Shanyavsky was the initiator of the creation of this university, he filed a petition for the opening of the Public University to the Moscow City Duma and to the Ministry of Education in 1905. After long resistance by the officials the University was opened in 1908, after the death of its founder. Public University was attractive for various audiences, as had a great opportunities to practice the science and the getting of high education in selected cycles and courses. For teaching at the university were attracted highly qualified specialists, who were able to unite around talented students. These students became ahead of Russian science after decades.