Кадровый взлёт и спад в послевоенный период советской науки (на примере физико-математических наук 1950-1980-е гг.)
Аллахвердян Александр Георгиевич
Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СОВЕТСКАЯ НАУКА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА, НАУКОВЕДЕНИЕ, СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ, НАУЧНЫЕ КАДРЫ, ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ, SOVIET SCIENCE, GOVERNMENT SCIENCE POLICY, SCIENCE OF SCIENCE, SOCIOLOGY OF SCIENCE, SCIENTIFIC PERSONNEL, PHYSICAL AND MATHEMATICAL SCIENCES
АННОТАЦИЯ:
В послевоенный период 1950-1960-х годов ввиду целенаправленной государственной научной политики комплекс естественных наук, прежде всего физика и математика, получил небывалое в истории СССР развитие. Однако начавшееся ослабление государственной политики на рубеже 1960-1970-х годов привело к существенному ухудшению кадровой ситуации в науке двух последующих десятилетий (1970-1980-е). Она характеризовалось резким спадом в темпах прироста численности и подготовки научных кадров физико-математического профиля, что негативно сказалось на развитии советской физики в последние два десятилетия существования СССР. Этот вывод основан преимущественно на результатах науковедческих исследований в 1970-1980-х годах, проведенных сотрудниками Ленинградской школы социологии науки под руководством профессора С.А. Кугеля.
ОПИСАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:
Personnel rise and decline in the postwar period of the Soviet science (by the example of physical and mathematical sciences, 1950-1980)
Allakhverdyan Alexander G.
S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology of the Russian Academy of Sciences
In the postwar period 1950-1960’s. because of deliberate government science policy, a complex of natural sciences, especially physics and mathematics, received unprecedented in the history of Soviet development. However, the weakening of the state policy the turn of 1960/1970’s resulted in a significant deterioration of the staffing situation in the science of two decades (1970-1980 nd). It was characterized by a sharp drop in the rate of growth of the scientific training and physical and mathematical structure, which has a negative impact on the development of Soviet science in the last two decades of the Soviet Union. This conclusion is based mainly on the results of research in scientific 1970-1980’s conducted by the staff of the Leningrad school of sociology of science, led by Professor S.A. Kugel.