“Противостояние” ценностной нейтральности в социологии как утопическая практика

Подробнее / More

“Противостояние” ценностной нейтральности в социологии как утопическая практика

Алексей Анатольевич Блохин

Санкт-Петербургский государственный университет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЦЕННОСТНАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ, УТОПИЯ, УТОПИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ, АКСИОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ, ЭПИСТЕМОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ, VALUE-NEUTRALITY, UTOPIA, UTOPIAN PRACTICES, AXIOLOGY OF SOCIOLOGY, EPISTEMOLOGY OF SOCIOLOGY

АННОТАЦИЯ:
Рассматривается логика аргументации «за» ценностно-ангажированную социологию представителей трех направлений социологической мысли: американских социологов-теоретиков конфликта, Франкфуртской школы и STS (science and technology studies). Американские теоретики конфликта являлись пропонентами активного вовлечения социологии в практики изменения общества, представители STS считали, что социология не может быть ценностно-нейтральной, а теоретики Франкфуртской школы поддерживали обе позиции. Вводится термин «утопическая практика» с целью понять эпистемологические и аксиологические отношения между теорией, научной и гражданской активностью и утопией как методом исследования и предпосылкой изменения мира. Проводится различение между социологической и социетальной утопиями: первая представляет собой образ идеальной социологии, вторая – образ идеального общества. Утверждается, что бесконечный кризис социологии есть кризис ее самоопределения, поскольку социология не может найти язык, чтобы связать гражданский активизм и научные практики.

ОПИСАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:

The Opposition to Value-Neutrality in Sociology as a Utopian Practice

Blokhin Aleksei A.

St Petersburg State University

This paper examines the logic of argumentation for non-value-neutral sociology of three branches of sociological thought: American conflict theory sociologists, the Frankfurt school and STS (Science and Technology studies). We find that while American conflict theory sociologists argued for sociology to be active in changing society, STS theorists stated that sociology cannot be value-free, and Frankfurt schools theorists supported both aforementioned ideas. We introduce the term utopian practice in order to understand the epistemological and axiological relation among theory, scientific and civil activity, and utopia as a research method and a background for social change. We also draw a distinction between sociological and societal utopias, with the former being an outline of ideal sociology and the latter being an outline of ideal society. We argue that the endless crisis of sociology is mainly the crisis of identity, with sociology being unable to find a language to build a bridge between civil activity and scientific practices.

СКАЧАТЬ/DOWNLOAD

СКАЧАТЬ/DOWNLOAD

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: