Университетская жизнь и образовательная политика на рубеже XIX-XX вв. глазами преподавателей и студентов (на примере Тартуского университета)
Маслов Кирилл Сергеевич
Таллинский университет
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ИСТОРИЯ, HISTORY OF HIGHER EDUCATION, РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ, REFORMATION OF EDUCATION, ТАРТУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, TARTU UNIVERSITY, СТУДЕНЧЕСКИЙ БЫТ, STUDENT LIFE, АКАДЕМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ACADEMIC CULTURE, УНИВЕРСИТЕТ КАК ТОЧКА ПРИТЯЖЕНИЯ, UNIVERSITY AS A MIGRATORY POINT, УНИВЕРСИТЕТ И ПОЛИТИКА
АННОТАЦИЯ:
Описываются особенности перехода Тартуского (Юрьевского) университета на русский язык обучения в ходе реформирования в конце XIX столетия. Переход с немецкого на русский язык обучения сопровождался трудностями, связанными с прочно укоренившимися традициями учебного процесса, более свойственными именно немецкому университету. «Немецкий» характер высшего учебного заведения, его первоначальная направленность на образование представителей остзейского дворянства – делали университет более «спокойным» в политическом плане, что позволило принимать туда студентов, отчисленных из других учебных заведений империи за революционную деятельность.
ОПИСАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:
Life and Educational Politics in the University of Tartu at the Turn of 19 th-20 th Centuries Through the Viewpoint of Professors and Scholars
Maslov Kirill S.
Tallinn University
This article describes a reflection of educational politics of Tsarist Russia in the context of university reformation. Tartu (Dorpat, then – Yuryev) University was, probably, the most ‘German’ university in Russian Empire, university with a long history and deep traditions. In the end of 19 th century the University was under radical transformation (e. g. transition from German to Russian language in teaching and in office work). The current article is an attempt to give a general image of the scientific atmosphere that took place in that period and in later decade.