Научная статья как ядро социотехнической сети по производству знания
Наталья Геннадьевна Попова
Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ПРАКТИКИ, АКТОРНО-СЕТЕВАЯ ТЕОРИЯ, ГЕНЕРАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, СОЦИОЛОГИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, RESEARCH PAPER, WRITING SOCIAL PRACTICES, ACTOR-NETWORK THEORY, SCIENTIFIC KNOWLEDGE GENERATION, SOCIOLOGY OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE
АННОТАЦИЯ:
Феномен научной статьи1 рассматривается с позиций междисциплинарного подхода акторно-сетевой теории и дискурс-анализа текста. Доказывается, что научная статья не только является текстом-носителем знания, выраженного в символической форме, но специфическим актантом и ядром процесса порождения научного знания. Методами этнографического наблюдения и глубинного интервью изучаются практики создания научных экспериментальных статей в российских исследовательских лабораториях. Результаты анализа показали, что публикация результатов научной деятельности на английском языке стала привычной практикой для российских ученых естественнонаучных специальностей. Необходимым условием качества научной статьи является грамотно организованная совместная деятельность ее соавторов в процессе научного исследования.
ОПИСАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:
Research Paper as the Core of a Socio-Technical Knowledge Generation Network
Popova Natalia G.
Institute of Philosophy and Law, UB RAS
The phenomenon of a research paper is analysed on the basis of an interdisciplinary approach that involves knowledge of the actor-network theory and discourse analysis. A research paper is seen not only as a text carrying knowledge expressed in a symbolic form, but also as an actant and the core of the knowledge generation process. The everyday practices of Russian researchers are scrutinized using the ethnographical and in-depth interview methods. The quality of a research paper was found to depend on how effectively the collaboration between co-authors in the research process has been organized.