Научное знание в революцию: издательства и книги на рубеже 1920-х гг.

Научное знание в революцию: издательства и книги на рубеже 1920-х гг.

Долгова Евгения Андреевна

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия

Ключевые слова:

КНИГОИЗДАНИЕ, НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ, ИЗДАТЕЛЬСТВА,  СУБСИДИРОВАНИЕ, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ

Аннотация:

В статье анализируется изменение характера и способов презентации научного знания в первые послереволюционные годы. Статистический анализ научных публикаций за период 1917-1922 гг. по опубликованным данным Российской центральной книжной палаты позволил охарактеризовать динамику научного книгоиздания, распределение научных публикаций в территориальном (Москва — Петроград — провинция), дисциплинарном (общественные, гуманитарные, прикладные, точные науки), тематическом (психологические, исторические, философские, экономические, анти/религиозные и пр.), социальном (ведомственные, научные, научно-популярные, учебные, справочные и др.) и некоторых других разрезах. Выдвигается гипотеза, что публикационная активность издательств, реализуемая ими, с одной стороны, в условиях ограниченности типографских тиражей и бумажного «голода» эпохи Военного коммунизма и, с другой стороны, государственного регулирования — цензуры и субсидирования научных исследований — приобрела особые, специфические черты. В исследуемый период тесно переплетались общественная просветительская инициатива, государственная политика и фактор читательского запроса. Увеличение роли научного и научно-популярного книгоиздания в общем удельном весе книг, а также их тематические и дисциплинарные приоритеты свидетельствуют о трансформации роли науки, ее обращении к читательской аудитории, с одной стороны, и о продолжении дореволюционных просветительских тенденций, с другой. Приобретение наукой публичного характера влекло за собой изменение роли ученого и характера его взаимодействия с аудиторией.

Scientific knowledge in the Revolution: Books and Publishers at the Turn of the 1920s

Dolgova Evgeniya A.

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia

The article analyzes the changes in the specificity and presentation of scientific knowledge in the first post-revolutionary years. The research is carried out by means of the methods of scientometrics. Statistical analysis of published books for this period based on the published data of the Russian Central book chamber allowed to characterize the dynamics of scientific publishing and the distribution of scientific publications in the territorial (Moscow — Petrograd — province), disciplinary, thematic, social and other divisions. The activity of publishing houses under the influence of economic difficulties and state regulation (subsidies) changed and acquired special, specific features. The increase in the number of scientific and popular books testifies to the transformation of the role of science, its appeal to the readership. On the one hand, it was a continuation of pre-revolutionary educational trends. Оn the other hand, it corresponded to the policy of the new government. The acquisition of a public character by science entailed a change in the role of the scientist and the specificity of his interaction with the readership. The author highlights the interaction of public education initiatives, public policy and the reader’s request factor at that time. The article is accompanied by tables, graphs and charts.

elibrary_41279968_79411294

Скачать PDF-файл | Download PDF

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Print Friendly, PDF & Email

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: