Вместе с автомобилем; трактором, электрификацией»: к истории кремации в России

Подробнее / More

Вместе с автомобилем; трактором, электрификацией»: к истории кремации в России

Сидорчук Илья Викторович

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

КРЕМАЦИЯ, Г. БАРТЕЛЬ, БОЛЬШЕВИКИ И ТЕХНИКА, ИССЛЕДОВАНИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ, СОЦИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООБРАЖАЕМОЕ, КРЕМАТОРИЙ, ИСТОРИЯ СМЕРТИ, CREMATION, GVIDO BARTEL, BOLSHEVIKS AND TECHNOLOGY, SCIENCE AND TECHNOLOGY STUDIES, SOCIOTECHNICAL IMAGINARY, CREMATORIUM, DEATH STUDIES

АННОТАЦИЯ:

Статья посвящена исследованию развития кремации в России в период с конца XIX в. до начала 1930-х гг. Автор приходит к выводу, что пропаганда нового вида похорон была не столько борьбой с религией, сколько частью технократических идеалов. До революции идеологи кремации вовсе не собирались покушаться на православие, ими двигали совершенно иные, более рациональные мотивы. Традиция погребения не нравилась им не из-за связи с православием, религиозными ретроградными мифами, а из-за неэкономичности, неэкологичности. Сожжение трупов — дешевле, гигиеничнее, позволяет бороться с распространением эпидемий, оно является признаком современности — именно эти идеи они старались транслировать обществу. В постреволюционных условиях большевики, видевшие в развитии техники залог победы революции, включили кремацию в образ своей технократической утопии. Она стала, наряду с электрификацией или радиофикацией, в первую очередь, частью нового культурного мышления, и лишь затем способом борьбы с религиозными традициями. При этом, несмотря на мощную пропаганду, данная новинка так и не была понята и принята обществом.

ОПИСАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:

“Along with the car, the tractor, electrification”: the history of cremation in Russia

Sidorchuk Ilia V.

Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University

The article is devoted to the development of cremation in Russia in the period from the late nineteenth century until the early 1930s. The author comes to the conclusion that the promotion of a new type of funeral has been associated not so much with the struggle against religion, but part of the technocratic ideals. Before the revolution the ideologues of the cremation were not going to encroach on Christian faith, they were moved a completely different, more rational explanation. They didn’t like the tradition of burial not because of the connection with Orthodoxy, retrograde religious myths, but because of the inefficiency and environmentally unfriendly. The burning of the corpses is cheaper, more hygienic, allows to fight the spread of epidemics, it is a sign of modernity. Exactly those ideas they were trying to broadcast to the society. In post-revolutionary conditions, the Bolsheviks, who saw in development technology the key to the victory of the revolution, were including a cremation in the image of their technocratic utopia. Cramation became, along with electricity or a radio, first and foremost, part of a new cultural thinking, and then a way of dealing with religious traditions. In this case, despite the powerful propaganda, this novelty was not understood and accepted by society.

elibrary_36512018_47191140

СКАЧАТЬ/DOWNLOAD

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Print Friendly, PDF & Email

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: