Краудтехнологии в муниципальном управлении: кейсы российских городов

Алевтина Викторовна Старшинова

Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия;

Елена Борисовна Архипова

Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия

Ольга Ивановна Бородкина

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Ключевые слова:

E-ТЕХНОЛОГИИ; КРАУДПЛАТФОРМА; МУНИЦИПАЛИТЕТЫ; ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ; УПРАВЛЕНИЕ; ГОРОЖАНЕ; ВЛАСТЬ; ГРАЖДАНЕ; СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ; СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО.

Аннотация:

Е-технологии становятся источником изменений архитектуры социального государства, сложившейся в социокультурном контексте российского общества. Характерное для государства доминирование вертикальных отношений неожиданно начинает меняться, постепенно формируется пространство горизонтальных взаимодействий с гражданами. Применение цифровых технологий в управлении, благодаря которым распространяется сетевая коммуникация власти и граждан, мы рассматриваем в качестве фактора социальных изменений. Происходит воспроизводство новой социальности, более адекватной природе социального государства, предполагающей широкое участие граждан в принятии управленческих решений. Изменения затрагивают прежде всего муниципальный уровень управления, при этом запрос на внедрение цифровых инструментов управления инициирован во многом «сверху», т. е. высшими властными структурами государства. Цель статьи — проанализировать возможности новой социальной практики краудсорсинга в муниципальном управлении на основе анализа механизма цифрового взаимодействия власти и граждан. В статье представлены результаты исследования, основанного на изучении кейсов десяти российских городов, имеющих опыт разработки и продвижения муниципальными органами управления краудплатформ как способов формирования и поддержки новых отношений с гражданами на локальном уровне. Анализ становления сетевого электронного участия власти и горожан позволил нам выявить динамику краудплатформ как механизма формирования новых отношений и представить ее в виде трех моделей формирующихся сетевых коммуникаций. Модели сетевого участия различаются возможностями, которые предоставляют краудплатформы для включения горожан в формирование направлений развития муниципалитета. Первая модель характеризуется наличием крауд-ресурсов полного цикла (крауд-проект) и включает такие технологии, как CrowdVoting, CrowdWisdom, CrowdCreation. Вторая модель позволяет горожанам предложить инициативу и проголосовать за готовое решение по ее реализации. Третья модель содержит ограниченные возможности для участия в принятии решений и представляет собой сервис по информированию власти горожанами о наличии проблем или о своем несогласии с проводимой политикой. Совместное участие в управлении предполагает только первая модель, которую продемонстрировали всего три муниципалитета, среди них один столичный и два региональных. Неравномерность развития сетевого взаимодействия граждан и муниципальных органов управления определяется рядом факторов, но в современных условиях ее основу составляет желание или нежелание власти передать часть своих полномочий гражданам.

Crowdsourcing Technologies in Municipal Administration: The Cases of Russian Cities

Alevtina V. Starshinova

Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia

Elena B. Arkhipova

Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia

Olga I. Borodkina

Saint-Petersburg State University, St Petersburg, Russia

The focal point of the paper is E-technologies in the sociocultural context of modern Russia. There is much evidence that such technologies are becoming a source of changes in the architecture of the Russian social state that has recently developed in the country’s socio-cultural context. Although Russia has been known for the dominance of vertical relationships, the current situation is dramatically changing. Interestingly, Russian society is step-by-step designing the space of horizontal citizens’ network interaction. Of much importance is the social change, which stems from the usage of digital technologies in management, which results in extended networking communication between authorities and citizens. What comes next is a new sociality, more adequate to the nature of the social state involving crowds of citizens in managerial decisions. The changes affect, first of all, the municipal level of management; however, the call for the introduction of digital management tools is initiated in many respects “from top-down”, i.e., by the highest power structures of the state. The purpose of the article is to analyze the possibilities of a new social practice of crowdsourcing in municipal government based on the analysis of digital interaction mechanism between government and citizens. The paper presents the results of the research based on case-studies of 10 Russian cities which promote municipal crowdsourcing platforms as a means to form and support a new relationship with citizens at the local level. An analysis of the formation of networked electronic participation of authorities and citizens allowed us to identify the dynamics of crowdsourcing platforms as a mechanism for the formation of new relationships and to present a classification of models of emerging network communications. Models differ in the opportunities that crowdfunding platforms provide for the inclusion of citizens in the formation of the development directions of the municipality. The first model is characterized by the presence of full-cycle crowd resources (crowd project) and includes technologies such as CrowdVoting, CrowdWisdom, CrowdCreation. The second model allows citizens to propose the initiative and vote for a ready-made solution of its implementation. The third model contains limited opportunities for participation in decision-making and is a service for informing the citizens of the city about problems or their disagreement with the current policy. Only the first model involves joint participation in management, which was demonstrated by only three municipalities; among them there are one Moscow and two regional municipalities. The uneven development of the network interaction between citizens and municipal governments stems from several factors. However, in present-day conditions it is based on the desire or unwillingness of the authorities to transfer part of their powers to citizens.

Keywords: E-technologies, crowdsourcing platform, civic participation model, municipalities, government, city people, power, citizens, network communications, social state.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: