Институт проблем развития науки Российской академии наук, Москва, Россия
ПРИРОДОПОДОБНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, АНТРОПОЦЕН, ЛУМАН, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, ПЕРФОРМАТИВНОСТЬ, СЕМИОТИКА, LIFE-TECHNOLOGIES, ANTHROPOCENE, LUHMANN, FUNCTIONAL DIFFERENTIATION, PERFORMATIVITY, SEMIOTICS
Современные общества сталкиваются с неопределенностью и экологическими рисками, которые не могут быть восприняты, оставаясь в пределах замкнутых социальных систем, таких, как, например, наука, политика и экономика. Даже организация сложных интерфейсов взаимодействия бизнеса, власти и исследовательских университетов не помогает справиться со своевременным поиском ответов на множащиеся экологические вызовы. В статье рассматриваются эти вызовы с позиции теории социальных систем и экологии коммуникации Н. Лумана. С помощью концепции «знания-власти» М. Фуко выдвинута гипотеза о том, что за дискурсами инновации и экономического роста стоит система науки и ее рациональность. В пользу этого говорит и то, что сопутствующая прогрессу и экономике истощения природных ресурсов перформативность самоутверждающихся и самоусиливающихся дискурсов науки и инноваций все чаще воплощается в мысли о подобии природы технологиям. Это ли не путь к разочарованию иллюзией, согласно которой все проблемы общества могут быть решены благодаря упорядочиванию окружающего хаоса человеком-творцом с Научной помощью ad infinitum?
Institute for the Study of Science of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
Modern societies face severe ecological problems and growing uncertainty, which remain imperceptible staying within closed function systems, such as, for example, science, politics, and economy. Even the organization of complex interactions at the interface of business, government and research universities does not help to cope with the expanding unknown of surrounding ecological challenges. The article discusses these challenges from the standpoint of Niklas Luhmann’s theory of social systems and ecology of communication. Using the concept of “knowledge-power” by Michel Foucault, we hypothesize that behind the rhetoric of innovation and (economic) growth is hidden the system of science and its rationality. This is confirmed by the fact that the performative effects of self-affirming and self-reinforcing discourses concerning science, innovation and progress are now promoting the idea of the similarity of nature and (human) life to technology as well as life- technologies to nature of (human) being. Is this not the way to disillusion that all the problems of modern society should be resolved simply by ordering the surrounding chaos of nature by human- creator with the help of Science willing ad infinitum?