Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук, Москва, Россия
Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия
Федеральное государственное бюджетное образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», Омск, Россия
междисциплинарность, трансфер знаний, метафорические переносы в науке, эволюционная биология, эволюционные вычисления, вычислительная эволюционная биология
В статье предлагается методология изучения трансфера знаний в междисциплинарных исследованиях, основанная на сочетании методологии историко-научных, социокультурных исследований научной коммуникации с подходом семиотики и когнитивной лингвистики к изучению средств трансфера знаний в науке. В качестве таких средств рассматриваются метафорические переносы смыслов между дисциплинарными контекстами как концептуальными доменами. С помощью этой методологии и авторской методики параллельного словаря смысловых значений исследуется трансфер знаний между активно развивающимися научными областями эволюционной биологии, эволюционных вычислений и вычислительной эволюционной биологии. Проводится сопоставительный анализ смысловых значений ряда ключевых терминов этих научных областей, определяются характерные особенности их смысловых трансформаций (редукций) при трансфере, выдвигается идея цикла трансфера между этими областями, включающего прямой и обратный трансфер, предлагается аналитическая схема этих трансферов. Дается характеристика вычислительной эволюционной биологии как междисциплинарной научной области, возникшей и развивающейся во многом как результат обратного трансфера знаний.
The Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
I.M. Sechenov Institute of Evolutionary Physiology and Biochemistry of the Russian Academy of Sciences, St Petersburg, Russia
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
The article proposes a methodology for studying the transfer of knowledge in interdisciplinary research based on a combination of the methodology of historical-scientific, sociocultural studies of scientific communication with the approach of semiotics and cognitive linguistics to the study of means of transferring knowledge in science. The metaphorical transfers of meanings between disciplinary contexts as conceptual domains are considered as such means. Using this methodology and the authors’ technique of a parallel dictionary of semantic meanings, the authors study the transfer of knowledge between the actively developing scientific fields of evolutionary biology, evolutionary computing and computational evolutionary biology. A comparative analysis of the semantic meanings of a number of key terms of these scientific areas is carried out, the characteristic features of their semantic transformations (reductions) during transfer are determined, the idea of a transfer cycle between these areas, including direct and reverse transfers, is put forward and an analytical scheme of these transfers is proposed as well. The research characterizes computational evolutionary biology as an interdisciplinary scientific field that has arisen and develops in many aspects as a result of the reverse transfer of knowledge.
Keywords: interdisciplinarity, knowledge transfer, metaphorical transfers in science, evolutionary biology, evolutionary computing, computational evolutionary biology