Рецензия на книгу: Фандо Р.А. Народные университеты Российской
империи: от популяризации к организации науки.
М.: Янус-К, 2020. 344 с., илл.
ответственный редактор приложения «НГ-наука»
«Независимой газеты», Москва, Россия;
Народный университет, негосударственное высшее образование, популяризация науки, социология университетов, А.Л. Шанявский, П.И. Макушин, Л.И. Лутугин
В рецензируемой монографии Р.А. Фандо досконально реконструирована история четырех ведущих народных университетов Российской империи — в Москве, Петрограде, Нижнем Новгороде и Томске. Один из самых важных сюжетов книги — борьба за институализацию, за официальное признание этой формы образовательной деятельности. Во многом «социально-экономические ножницы» между бурным промышленным развитием России в конце XIX — начале ХХ в. и острым дефицитом кадрового обеспечения этого роста определили рождение и бурное развитие такого феномена, как народные университеты, а если говорить шире — негосударственного высшего образования в России. В лучших своих проявлениях народные университеты были именно образовательными учреждениями высшего образования. Об этом свидетельствует фундаментальность программ народных университетов. Прежде всего это относится к университету Шанявского. Не менее интересно оказалось проследить, как традиции народных университетов отразились в деятельности советской высшей школы. Тем более это становится актуальным, что в последние несколько лет в Российской Федерации наметилась обратная тенденция — массовое закрытие частных вузов.
“Nezavisimaya Gazeta”, Moscow, Russia
In the monograph under review R.A. Fando thoroughly reconstructed the history of four leading people’s universities of the Russian Empire — in Moscow, Petrograd, Nizhny Novgorod and Tomsk.
One of the most important plots of the book is the struggle for institutionalization, for the official recognition of this form of educational activity. In many respects, the “socio-economic scissors” between the rapid industrial development of Russia in the late 19th and early 20th centuries and the acute shortage of staffing for this growth determined the birth and rapid development of such a phenomenon as people’s universities. And more broadly, non-state higher education in Russia.
At their best, the people’s universities were precisely educational institutions of higher education.
This is evidenced by the fundamental nature of the programs of public universities. First of all, this applies to Shanyavsky University. It turned out to be no less interesting to trace how the traditions of people’s universities were reflected in the activities of Soviet higher education. This is the more relevant because in the past few years in the Russian Federation there has been a reverse trend — the massive closure of private universities.
Keywords: I. Newton, L. Euler, second law of mechanics, differential calculus, scientific revolution