Сопротивляясь асимметрии во взаимодействии с врачом: как пациенты легитимируют и защищают свои эпистемические претензии

Александр Широков

Ратгерский университет, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США

Ключевые слова:

КОНВЕРСАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА, ЭПИСТЕМИКИ, АСИММЕТРИЯ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА, ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД, ГИНЕКОЛОГИЯ, ЭНДОКРИНОЛОГИЯ, МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА

Включение нарративов пациентов, социальных/психологических/культурных факторов в сферу деятельности врача — это одна из основных проблем в дискуссии о пациент-ориентированном подходе к медицине как в сообществе самих врачей, так и среди социальных
исследователей(-ниц) медицины. Это не только практическая, но и исследовательская задача — поиск лучших способов сделать индивидуальные предпочтения и убеждения пациентов важной частью коммуникации. Значительная часть литературы об асимметрии во взаимодействии врача и пациента посвящена «стороне врача»: способам, которыми врачи контролируют коммуникацию. Тем не менее в одной из версий пациент-ориентированность — это совместное достижение участников взаимодействия. Соответственно, станут ли беспокойства, убеждения и верования пациентов важной частью коммуникации, зависит не только от действий врачей, но и от того, как пациенты представляют их и как их поддерживают. В этом тексте, опираясь на конверсационный анализ, автор показывает, какие способы используют пациенты для легитимизации определенных эпистемических претензий или претензий на знание чего-либо (например, диагностические гипотезы, предпочтения в лечении, объяснения своего состояния и т. п.) в ситуациях, когда они противоречат биомедицинской парадигме. В качестве данных выступают видео- и аудиозаписи медицинских консультаций врачей различных специальностей. В частности, в статье анализируются фрагменты гинекологической, эндокринологической и медико-генетической консультаций. Проведенный анализ, помимо прочего, высвечивает особенность, характерную для некоторых медицинских взаимодействий: «маркирование» или категоризацию проблем и особенностей пациентов как типичных или нетипичных. Автор показывает, как это осуществляется на практике не только врачами, но и самими пациентами.

Resisting Asymmetry in Interaction with Doctor: How Patients Legitimize and Defend Their Knowledge Claims

Aleksandr Shirokov

Rutgers University, New Brunswick, New Jersey, USA

Including social/psychological/cultural factors in the provider’s domain is one of the key stakes in the patient-centeredness discussion in social studies of medicine and medical practitioners’ community. This is not only a practical but also a research problem — the search for best practices for making the patients’ individual expressions and preferences an essential part of communication. Most literature about doctor-patient asymmetry addresses the “doctor’s side”: how doctors control communication. Still, according to one version of what patient-centeredness is, it is considered to be a joint achievement of interlocutors. Consequently, patients may also have ways to make their individual expressions or knowledge claims an important part of communication and thereby make communication more patient-oriented. In this paper, relying on conversation analysis, the author shows what methods patients have to legitimize certain knowledge claims in situations when they contradict generalized medical knowledge. The data are video and audio recordings of medical consultations of doctors of various specialties. In particular, the article analyzes fragments of gynecological, endocrinological, and medical-genetic consultations. The analysis, among other things, highlights this phenomenon of some medical interactions: “marking” or categorization of problems and characteristics of patients as typical or atypical. The author shows how this is carried out in practice not only by the doctors, but also by the patients themselves.

Keywords: conversation analysis, doctor-patient interaction, epistemics, doctor-patient asymmetry, patient-centeredness, gynecology, endocrinology, medical genetics.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Print Friendly, PDF & Email

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: