Организационная культура российских университетов: вызовы и потенциал периода трансформации

(в представлении сотрудников Национального исследовательского Томского государственного университета и Тюменского государственного университета)

Наталья Сергеевна Гулиус

Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, Россия;
Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия

Ключевые слова:

диагностика организационной культуры, трансформация университета

Системные изменения в организации немыслимы без аналитического осмысления организационной культуры. Анализ изменений конфигурации организационной культуры, который
позволяет отслеживать собственно трансформацию университетов, является конкурентным преимуществом не только в российском, но и в международном образовательном пространстве. Работа с организационной культурой — «целостным комплексом общих для большинства сотрудников организации мировоззренческих аксиом, ценностей, знаков, взаимосвязанных и иерархически структурированных» (Э. Шейн) в период изменений важна, так как
позволяет рефлексивно отнестись к изменениям, которые декларируются; напомнить об истории, культуре, ценностях и положительном образе будущего; в конечном счете, она является индикатором трансформации университета. В комплексной диагностике двух университетов РФ на стадии завершения программы «5–100» — в Тюменском государственном университете (ТюмГУ) и Национальном исследовательском Томском государственном университете (НИ ТГУ) — во всех трех группах университетского сообщества (администрация, профессорско-преподавательский состав и обучающиеся) применялись: 1) количественный опрос и построение рамочной конструкции конкурирующих ценностей с помощью инструмента оценки организационной культуры «Organizational Culture Assessment Instrument» (далее — OCAI) по К. Камерону и Р. Куинну (n = 180); 2) методика самодиагностики А.И. Пригожина «Метафора», состоящая в изображении своего представления об университете в виде рисунка (n = 180); 3) полуструктурированное интервью с лидерами университетского сообщества. Главная задача состоит в выявлении уникальной конфигурации культуры, ее «разрывов», потенциала и вариантов динамики (рекомендации) изменений под влиянием конкурирующих ценностей. В завершение исследования на основе методики OCAI были разработаны рекомендации по совершенствованию управленческих условий трансформации.

Organizational Culture of Russian Universities: Challenges and Potential of the Transformation Period (Presented by the Staff of the National Research Tomsk State University and Tyumen State University)

Natalia S. Gulius

National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia;
Tyumen State University, Tyumen, Russia

Systemic changes in the organization are inconceivable without an analytical understanding of the diagnosis of organizational culture. An analysis of changes in the configuration of organizational culture, which allows us to track the actual transformation of universities, is a competitive advantage not only in Russia but also in the international educational space. To work on organizational culture — (“an integral set of worldview axioms common to most organization employees, values, signs, interconnected and hierarchically structured” (E. Shane)) during the period of change is important as it allows us to treat to the declared changes consciously and to remind about history, culture, values and positive image of the future. For a comprehensive diagnosing of two universities of the Russian Federation at the stage of completion of the “5–100 program” (Tyumen State University and Tomsk State University), in all three groups of the university community (administration, faculty and students), the author used the following methods: 1) quantitative survey and building a framework for competing values (OCAI) according to C. Cameron and R. Quinn (n = 180); 2) the method of self-diagnosis of A.I. Prigogine “Metaphor” presenting image data of the university (n = 180); 3) a semi-structured interview with leaders of the university community. The main task is to identify the unique configuration of culture, its “gaps”, potential and dynamics options (recommendations) of changes under the influence of competing values. At the end of the study the author proposes recommendations for the improvement of managerial conditions.

Keywords: organizational culture diagnostics, university transformation

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Print Friendly, PDF & Email

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: