Социальные академические интернет-сети как репрезентация «открытой науки»

Подробнее / More

Социальные академические интернет-сети как репрезентация «открытой науки»

Душина Светлана Александровна, Куприянов Виктор Александрович

Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН

Хватова Татьяна Юрьевна

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, ПУБЛИКАЦИЯ, ПЕРИОДИКА, АЛЬТМЕТРИКИ, ВЛАСТЬ, ОТКРЫТАЯ НАУКА, ЛИБЕРАЛИЗМ, SCIENTIFIC COMMUNICATION, PUBLICATION, PRESS, ALTMETRICS, POWER, OPEN SCIENCE, LIBERALISM

АННОТАЦИЯ:
Рассматривается влияние академических интернет-сетей на исследовательские практики. Авторы исходят из положения, что социальные медиа представляют собой новую форму репрезентации научной деятельности, и проблематизируют вопрос относительно их роли в процессе легитимации нового знания. Авторы анализируют сети сквозь призму идеологии «открытой науки», показывают полное соответствие сети ее принципам. Для того чтобы понять, могут ли социальные сети стать альтернативой формальным институтам научной коммуникации, было проведено эмпирическое исследование – онлайн анкетирование ученых – пользователей академических интернет-сетей. Результаты свидетельствуют, что сети сегодня не стали виртуальной институцией академического признания. Подавляющая часть респондентов использует сети для чтения новейшей литературы и для размещения собственных уже опубликованных работ. Показано, как сети, в силу особенностей характера своего функционирования, переформатируют деятельность ученого, меняют его мотивацию и ценностные установки, формируя стремление к высокому рейтингу и увеличение количества контента, цитирований, числа подписчиков, посещаемости страницы. Раскрывается политический характер идеологии открытой науки, которая является выражением стремления определенных социальных групп легитимно утвердить свое понимание науки и институтов академического признания на научном поле. Показывается, что в интернет-сетях внешние регуляторы не отменяются, а, скорее, заменяются. Открытая наука оказывается инструментом легитимации перераспределения власти, а социальные сети ее действенным механизмом.

ОПИСАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:

Academic Social Media as a Representation of the “Open Science”

Dushina Svetlana A., Kupriyanov Viktor A.

S. I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology, St Petersburg Branch, Russian Academy of Sciences

Khvatova Tatiana Y.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

The article deals with the analysis of the influence of the academic social media on the research practices. Based on the idea that social media constitute a new form of representation of scientific activity, the authors scrutinize the problem concerning their role in the process of legitimation of the new knowledge. The authors analyse the nets from the perspective of the “open science ideology» and show their full correspondence to its principles. In order to understand whether formal institutions of communication can be replaced with the social media, the empirical research was carried out: on-line survey among scientists who are users of the academic social media. The results indicate that social media have not yet become a virtual institution of academic recognition. The overwhelming majority of respondents use nets for reading new literature and uploading their own published works. It is shown that by virtue of the very characteristics of their functioning, social media reformat the scientific activity and change a scientist’s motivation and values, forming the aspiration to the high net ranking and enlargement of content, citation, followings, traffic etc. The research shows the political essence of the “open science ideology» which appears to be an expression of some groups’ aspiration to legitimate their own understanding of science and academic recognition. It is explicated that Internet media do not refuse but rather replace external regulators. Open science appears to be an instrument of legitimation and redistribution of power, and social media represent an effective means for this aim.

elibrary_36512020_54751107

СКАЧАТЬ/DOWNLOAD

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Print Friendly, PDF & Email

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: