Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
КНЯГИНЯ ЕКАТЕРИНА РОМАНОВНА ДАШКОВА, ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК, ДИРЕКТОР АКАДЕМИИ, РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ, С.Г. ДОМАШНЕВ, И.А. ЭЙЛЕР, ВОТУМ ДОВЕРИЯ, ОРГАНИЗАТОР НАУКИ, PRINCESS EKATERINA ROMANOVNA DASHKOVA, SAINT PETERSBURG ACADEMY OF SCIENCES,DIREC- TOR OF THE ACADEMY, RUSSIAN ACADEMY, S. G. DOMASHNEV, J. A. EULER, VOTE OF CONFIDENCE, ACADEMIC ORGANIZER
АННОТАЦИЯ:
Сподвижница Екатерины II, директор Петербургской академии наук, президент Российской академии княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810) – одна из выдающихся женщин России XVIII столетия. Почти 12 лет она возглавляла главное научное учреждение страны – Петербургскую академию наук. Статья посвящена этому наиболее активному и творческому периоду государственной и общественной деятельности княгини. На основе новых архивных материалов рассматриваются основные направления научно-организационной, учебно-просветительской, административной и издательской деятельности Академии наук под руководством Е. Р. Дашковой. Основное внимание сосредоточено на рассмотрении взаимоотношений «госпожи директора» с учеными и государственными деятелями того времени по академическим проблемам. Показано, как, придя в Академию, княгиня Дашкова старалась создать благоприятные условия для работы ученых, проявляла постоянное внимание к результатам их научных исследований, стремилась улучшить их социальное и материальное положение, как при ней ученые впервые стали получать государственные награды, как впервые в истории Академии по инициативе Е. Р. Дашковой были основаны три благотворительные фонда: первый – для оплаты академиков, читавших летом 1785-1802 гг. на русском языке публичные лекции для всех желающих, второй – для развития академической гимназии, третий – пенсионный фонд. При ней было построено новое здание Академии (сейчас в нем размещается Санкт-Петербургский научный центр РАН). Показано, что Дашкова смогла понять значение М. В. Ломоносова в истории русской культуры и инициировать проведение ряда начинаний по сохранению памяти о Ломоносове и распространению знаний о нем: было подготовлено и издано первое академическое собрание сочинений в 6 томах (СПб., 1784-1787), создана полная для того времени биография ученого, началось изучение его эпистолярного наследия, художник Л. С. Миропольский по распоряжению Дашковой создал для конференц-зала Академии один из лучших портретов ученого.
ОПИСАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:
S. I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology, Russian Academy of Sciences
An associate of Catherine II, Director of the Saint Petersburg Academy of Sciences, Presi- dent of the Russian Academy, Princess Ekaterina Romanovna Dashkova (1743-1810) is one of the most outstanding women in Russia of the 18th century. She headed the main academic institution of the country, the Saint Petersburg Academy of Sciences, for almost 12 years. The article is devoted to the most active and creative period of the state and public activities of the princess. On the basis of new archival materials, it considers the principal directions of academic, organisational, educa- tional, administrative and publishing activities of the Academy of Sciences under the direction ofE. R. Dashkova. The main focus is on the cooperation of “Madame-the-Director” with academicians and statesmen of the time in respect of academic issues. Princess Dashkova is shown to contribute to the creation of favourable working conditions for academicians, to constantly pay attention to the re- sults of their research, to seek to improve their social and material situation. The article also shows that academicians began to receive state awards thanks to her activities. Inspired by E. R. Dashkova, three charitable funds were founded for the first time in the history of the Academy. It is shown that Princess Dashkova understood the significance of M. V. Lomonosov for the history of Russian culture and ini- tiated a series of undertakings to preserve the memory of M. V. Lomonosov and to disseminate knowl- edge about him: the first academic collection of works was published in six volumes (St. Petersburg,1784-1787). The artist L. S. Miropolsky created one of the best portraits of the scientist for the confer- ence hall of the Academy, on the orders of Princess Dashkova.
This site and all materials on it are licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.